17 февраля состоялся вебинар «Новая эра образования: EdTech». Организаторами мероприятия, в котором приняли участие около 100 слушателей, выступили ФГБУ «Связист» Минцифры России, Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub).
Спикеры вебинара затронули ключевые проблемы, с которыми сталкивается сфера EdTech, и поделились примерами успешного применения образовательных цифровых технологий.
Модераторами встречи стали Алексей Филимонов, исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), и Ольга Бурцева, начальник материального обеспечения мероприятий ФГБУ «Связист».
По словам генерального директора Edtech-акселератора ED2 Натальи Царевской-Дякиной, EdTech-рынок – один из самых крупных и быстрорастущих. «До этого он рос на 15-17% в год [в мире], в России – на 17-25% (в зависимости от сегмента). Пандемия дала еще больший толчок и более ускоренный рост. В России средние показатели выросли до 19% (иногда до 30%). Общие показатели составили по результатам 2020 года более 50 млрд рублей оборота на [российском] рынке EdTech. Мы рассчитываем, что 2021 год закроется с показателями более 60 млрд рублей оборота», – поделилась спикер. По ее информации, 40 крупнейших российских проектов занимают более 65% национального EdTech-рынка.
«Когда мы говорим, что рынок российского образования исчисляется не просто миллиардами, а триллионами рублей, надо не забывать, что этот рынок на 80% и более принадлежит государству… Рынок, на котором существуют EdTech-стартапы, EdTech-бизнес, частный бизнес в образовании, пока не настолько велик. Два основных сегмента, на которых мы работаем, – это дополнительное школьное образование и дополнительное профессиональное образование [ДПО], включая корпоративное», – обратила внимание Наталья Царевская-Дякина.
Она также рассказала о трендах в сфере онлайн-образования, среди них: 1. цифровизация (оцифровка всего, что можно перевести из офлайна в онлайн и новые среды); 2. сближение с реальной жизнью (практикоориентированность, быстроприменимость знаний, DIY, возможность трудоустройства); 3. индивидуализация (индивидуальные треки, сопровождение, адаптивность); 4. непрерывность (развитие метанавыков, постоянное ДПО, профориентация); 5. активное развитие частного рынка; 6. локализация как следствие пандемии.
Одним из наиболее активных сегментов EdTech Наталья Царевская-Дякина назвала корпоративное образование: «Общий тренд примерно такой, что 50% корпоративного образования может остаться в онлайне… Спрос будет на интегрированные платформенные решения». Потребителей корпоративного образования в текущих условиях особенно интересуют вопросы управления изменениями, управления удаленными командами и сотрудниками, цифровой грамотности и операционной эффективности.
О внедрении LMS (Learning Management System) и конструкторов курсов в системы корпоративного образования спикер рассказала на примере EdTech-компании iSpring и ее кейсов для МЧС России, Центра государственных услуг «Мои документы», Московского медико-стоматологического университета.
Основная мысль Максима Сигала, директора по развитию компании MAXIMUM Education, сформулирована в самом названии выступления: «Онлайн vs Офлайн. Зачем выбирать – будущее за blended!»
«Если раньше отдельно LMS, отдельно VR, отдельно искусственный интеллект, отдельно прекрасный модуль или отдельно великолепный преподаватель замечательно справлялись с собственной задачей, потому что почва была плодородной, то сейчас настало время собирать камни и потихоньку складывать все это в единые, целостные продукты, которые берут лучшее у каждого кусочка», – уверен Максим Сигал.
«Мы действительно верим, что будущее не за онлайн-образованием и не за офлайн-образованием, будущее за смешанным форматом. Как его правильно мешать (90 на 10 или 70 на 30…), наверное, каждый будет определять для себя сам, структурировать собственный продукт таким образом, каким захочет… Достаточно тяжело, фокусируясь только на одной среде, действительно быстро и качественно создать продукт, который сможет быть конкурентоспособным», – добавил спикер.
Владимир Щербаков, CEO Teachbase, рассказал [вставить ссылку на презентацию], как на базе главного продукта компании – LMS-платформы – можно решать не совсем обычные задачи. Спикер привел три примера нестандартного использования образовательных технологий.
Первый пример – проект «ЗоЗ.ФОМ», посвященный заботе о здоровье, – показывает, что образовательный проект может быть не просто платформой с курсами, но и социальной сетью, экспертной площадкой. Второй пример – проект «На старт» для «Газпром нефти» – демонстрирует возможность автоматизации отбора кадров и проведения кейс-чемпионатов.
Третий пример по автоматизации очного обучения для «Сколково» свидетельствует о возможности совмещения офлайн- и онлайн форматов обучения. Их объединение, по словам спикера, может быть очень эффективно: «В качестве EdTech стоит рассматривать очень часто смешанные форматы, именно там, на мой взгляд, достигаются самые интересные результаты».
Мария Машкеева, директор по развитию бизнеса Examus, отметила [вставить ссылку на презентацию]: «В последние пять лет очень многие организации (не только учебные заведения, но и корпоративные университеты, те, кто занимается подбором персонала, и другие) перевели процессы обучения и оценки знаний, оценки кандидатов в онлайн и при этом столкнулись с тремя основными проблемами. Во-первых, очень быстро теряется интерес пользователя к любому типу онлайн-контента… Во-вторых, очень много пользователей (в среднем по миру их 94,5%), которые начинают курс и бросают его в первой трети, даже не дойдя до середины. В-третьих, пользователи гораздо чаще [86%] списывают на экзаменах, которые сдают в онлайне, чем на тех, которые сдают в аудиториях».
В своем выступлении Мария Машкеева сконцентрировались на третьей проблеме и рассказала о современных технологиях прокторинга, или контроля и анализа поведения пользователей при прохождении онлайн-экзаменов. Прокторинговый сервис компании, в частности, при помощи технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта анализирует данные, поступающие с устройства экзаменуемого, тем самым идентифицируя его личность, распознавая лица и эмоции, телефоны, наушники, определяя направления взгляда, наличие постороннего, детектируя голос, второй экран, смену окна и пр.
По словам Марии Машкеевой, новый уровень развития компании – движение в сторону адаптивного обучения, которое предполагает анализ поведения учащихся при помощи искусственного интеллекта и обратную связь в реальном времени для повышения качества образовательного процесса.
Денис Шонов, основатель LX-бюро EdtechHackers.ru, выступил с докладом «Peer-to-peer модель ДПО как альтернатива вузу: кейс “Школы 21”» [вставить ссылку на презентацию]. Спикер поделился результатами собственного исследования, в котором сравнивались качество и экономическая эффективность обучения IT-специалистов по традиционным бакалаврским программам и по модели ДПО peer-to-peer («равный равному»), подразумевающей коллективное обучение без преподавателей.
Дмитрий Кречман, директор по маркетингу HyperMethod.ru, рассказал [вставить ссылку на презентацию] о трудностях, с которыми столкнулись учителя, школьники и их родители при резком переходе на дистанционное обучение в 2020 году. На преодоление этих сложностей направлена платформа eClass. По словам спикера, ее создатели стремились минимизировать нахождение учеников за компьютером и максимизировать их самостоятельную работу.